Главная » БАНКИ » В России заработало уголовное наказание за товары без специальной маркировки

В России заработало уголовное наказание за товары без специальной маркировки

Ответственность за подделки ужесточили

Ответственность за нарушения при обязательной маркировке товаров усиливается в России с 1 декабря. Сами законы, которые внесли изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и в Уголовный кодекс страны, были подписаны летом текущего года.

Цифровая маркировка распространяется на 14 товарных групп: молочную продукцию, минеральную воду, лекарства, табак, обувь, пять категорий товаров легкой промышленности, а также шубы, духи, шины и фототехнику.

Впредь для производителей непромаркированной продукции, включая индивидуальных предпринимателей, для должностных лиц предусмотрен штраф от 5 до 10 тыс. рублей, для компаний — от 50 до 100 тыс. рублей с конфискацией непромаркированной продукции. Для продавцов такого товара законом предполагается штраф от 2 до 4 тыс. рублей, для должностных лиц также 5-10 тыс. рублей, для компаний — от 50 до 300 тыс. рублей с конфискацией продукции.

«Наказание некритичное, но может применяться многократно до тех пор, пока нарушение не будет устранено, поэтому выгоднее перенастроить производство, — считает старший управляющий партнер юридической компании PG Partners Петр Гусятников. — К тому же велика вероятность, что немаркированный товар просто перестанут брать для реализации продавцы, поскольку для них тоже предусмотрены штрафы».

Отметим также, что за производство и реализацию немаркированного товара или товара с поддельными кодами в особо крупном размере предусмотрен штраф до 1 млн. рублей или лишение свободы от 3 до 6 лет.

«Полагаю, что доля фальсификата действительно сократится, ведь подделывать товар теперь будет сложнее и дороже, а там, где нет значительной материальной выгоды, — нет и подделок. Сократить количество фальсификата может не сам факт маркировки, а то, что продавцы, опасаясь штрафов, не будут реализовывать такой товар, особенно крупные торговые сети, которые помимо денег дорожат репутацией», — считает юрист.

Напомним, маркировка товаров вводилась для того, чтобы сократить на рынке долю контрафакта: в любой момент надзорные органы по имеющимся меткам могут проверить, легально ли был ввезен товар, заплачены ли пошлины и акцизы. Также должны выявляться и подделки, которые не всегда можно опознать без длительных и дорогостоящих экспертиз. Специальный QR-код, нанесенный, например, на каждую бутылку воды или молока, можно отсканировать с помощью мобильного приложения и узнать, произведен напиток легально или нелегально. Структуры, отвечающие за реализацию проекта, утверждают, что нововведение увеличит собираемость налоговых и таможенных платежей.

Между тем производители заявляли, что затраты на интеграцию системы достигают несколько десятков миллиардов рублей, а издержки придется покрывать за счет увеличения розничных цен.

Возьмем, к примеру, продовольственные товары, говорит глава Союза потребителей России Петр Шелищ. «Хорошо бы, чтобы власти отчитались — сколько фальсифицированной продукции было удалено с рынка. С моей точки зрения — ноль. До сих пор неизвестно, в чем фактическая польза цифровой маркировки. Если с ее помощью не получается выявить незаконный товар, то цена — это единственное, на что она влияет. 50 копеек за лицензирование одного кода превращаются в 60 копеек после НДС — это стоимость одной марки, плюс — издержки на модернизацию производственных линий, а к наценкам на уровне производства добавляются и розничные наценки. Деньги «на круг» выходят большие. На выходе получается, что оплачивает маркировку потребитель, так как стоимость продукции увеличивается», — подчеркивает эксперт.

Товар товару — рознь. Одно дело, если и без того дорогостоящая шуба из-за нанесенного чипа подорожает на несколько рублей — этого никто и не заметит. А вот подорожание продуктов из-за маркировки — это проблема весьма чувствительная для большинства россиян. Даже рост цен на 1-1,5% потребитель заметит. «С декабря 2021-го, получается, будет неважно, например, почему производитель не наладил систему маркировки: будь то собственное разгильдяйство, будь то нехватка денег — нарушитель понесет наказание. Следствие для потребителей одно: конкуренции меньше, товара меньше, цены выше», – считает Шелищ.

Источник



Оставить комментарий